Творческий проект «Игрушки наших бабушек» (вторая младшая группа)
Участники проекта: воспитатель группы, дети и их родители.
Цели:
1.Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством: глиняной, тряпичной, нитяной и деревянной, игрушкой.
2.Продолжать пополнять мини-музей новыми экспонатами.
Задачи:
1.Образовательная.
А) Закрепить представление о старинной игрушке, как называется.
Б) Формировать диалогическую речь.
В) Развивать поэтический и музыкальный слух.
2.Развивающая.
А) Развивать воображение и фантазию, умение создать игрушку из доступного материала
Б) Развивать познавательную и продуктивную деятельность (исследование)
Воспитательная.
А) Воспитывать бережное отношение к игрушке изготовленной своими руками.
Б) Развивать любовь к окружающим предметам.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество,(рисование), труд.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.
Предварительная работа:
1.Беседа с детьми, знакомство с русской народной игрушкой, показ иллюстраций.
2.Выставка игрушек ручной работы (совместная работа детей с родителями дома)
3.Информационный материал о русской народной игрушке (работа родителей, домашняя работа)
4.Выставка работ детей (раскраски с русскими народными игрушками, совместная работа с родителями дома, в группе)
5.Мастер класс «Тряпичный пасхальный зайчик», « Нитяная куколка – мотанка » для родителей
6.Совместная творческая работа (раскрашивание глиняной игрушки детьми и родителями в группе)
7.Мастер класс «Изготовление глиняной игрушки» (Симанова Е.А. родительница) для детей
Ход:
Дети под музыку входят в группу в русских народных костюмах
В.: Здравствуйте гости! Мы с ребятами вам сейчас расскажем об игрушках, которые старше вас. Такими игрушками играли бабушки и дедушки, наших ребят, когда были совсем маленькими.
В.: Это, что за игрушка, не одна, а с подружками?
Дети: Матрёшка-игрушка, её делают из дерева, а затем раскрашивают.
Дети читают стихи (домашнее задание):
1.Мы — матрёшки, мы — сестрички
Мы — толстушки невелички.
Как пойдём плясать и петь
Вам за нами не успеть»
Под музыкальное сопровождение девочки исполняют ритмические движения.
2.Рядом разные подружки,
Но, похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
В.: Мы матрёшек возьмём и играть начнём.
Проводится игра «Разбери и собери Матрешку» (все дети)
В.: Что за диво, инструмент? Аль игрушка, а может, нет.
Ответ детей: Это свистульки.
В.: Из чего сделаны эти свистульки? Возьмите их, рассмотрите (воспитатель вместе с детьми в кругу, передавая свистульки по кругу, исследуют свистульки). Свистульки бывали разные: деревянные и глиняные, раскрашенные и однотонные
(сопровождает слова показом свистулек). Взрослые и дети берегли их, ставили на самое видное место в доме для украшения.
Дети читают стихи:
1.В руки я возьму свистульку
Буду трели выводить
Деревянная свистулька,
Будет громка нам, свистеть.
2.0й, свистулечка какая,
Глиняная птичка,
Необычная, смешная
Птичка невеличка.
Музыкальное сопровождение на бересте:
Дети свистят под музыкальное сопровождение.
В.: Замечательным украшением были и другие игрушки (показывает глиняные расписные игрушки). Из чего они сделаны? Как называются? ( из глины, они глиняные и поэтому, обращаться с ними нужно осторожно).
Дети читают стихи:
1.Я люблю лепить из глины,
Я слепил коня, павлина.
Белой краской покрывал,
А потом разрисовал.
Конь весёлый, озорной,
А павлин такой смешной.
2. Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
В. Принесите мне лошадку. Из чего её смастерили? Лошадки делали маленькие и большие, тряпичные, деревянные, можно было сесть на нее верхом или прицепить сзади тележку и покатать куклу.
Дети читают стихи:
1.Мама, папа и я
Смастерили мы коня.
И брат Вова помогал,
Вату он в носок вставлял
Нитки дружно мы мотали,
Лошадке гриву привязали.
Ушки, глазки, чёлка, рот,
Но, Марусенька, вперёд.
2.Деревянную лошадку
Папа мне вчера принёс.
Я схватил большую шашку,
Конь меня вперёд понёс.
В.: А ну-ка мальчики, добры — молодцы, покажите свою ловкость и быстроту! Кто там скачет на коне, На горячем скакуне? Это кто такой ездок, и какой ему годок?
Проводится подвижная игра «Чей конь быстрее».
В.: Как вы весело играли! Вы, наверное, устали?
Да после такого галопа нам просто необходимо отдохнуть!
Игра с гостями: « Что, мы, делаем, не скажем, а что делаем, покажем». Имитация движений
(пилим, стругаем полешко, пеленаем, качаем)
В.:А вы, гости, отгадали, что ребята делали? Да ребята делали куколку, пилили строгали, и пеленали её.
У всех девочек были куклы, правда, делали их, в основном, из ткани и ниток. Мастерство изготовления кукол, бабушки передавали своим внучкам, учили их правильно складывать, скручивать ткань, и наматывать нитки.
В.: Все куклы были особенными, непохожими друг на друга. Что это за кукла? (тряпичная). Из чего она сделана? (из тряпочек). А эта кукла? (из ниток, нитяная)
Девочка читает стих:
С мамой куклу мастерили,
Куклу мотанку крутил,
Ручки, ножки, голова,
Две косички, Ура
Кукла наша хороша!
В.: Ребята, а давайте нашим гостям покажем, как можно из полешка и кусочка ткани сделать куклу – пеленашку. Берем полешко, заворачиваем его в кусочек ткани. Раз, два, три, получилась куколка — младенчик, «кукла — пеленашка».
Переход в игровую деятельность:
Дети под музыкальное сопровождение исполняют, колыбельную покачивая «куклу – пеленашку».
В.: Тихо, тихо, не шумите,
Кукол наших не будите.
Мы в кровать их отнесём.
Там им песню допоём.