Открытый показ для коллег ДУ
«Путешествие по лесу» (старшая группа)
Цель: развитие логического мышления, внимания, доказательной речи.
Задачи:
Довести до сознания детей причинно – следственные связи в природе (лесу);
Сформировать понятие «Этажи леса»;
Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Методические приемы:
словесные: вопросы, беседы, уточнения.
Наглядные: картинки, модели, дидактические игры, слайды.
Предшествующая работа: заготовки для макета
ХОД
Воспитатель:
Интерес ! Музыка леса? (шум листвы, пение птиц)
Что мы услышали? Где можно услышать эти звуки? (ответы детей, окончательный ответ – в лесу), (слайд леса)
Воспитатель: Ребята посмотрите к нам пришли гости, и у них много вопросов о лесе.
Блиц – опрос: гости
1-ый вопрос – что такое лес? (всё, что дети знают, они говорят)
2 -деревья в лесу все одинаковы? (сходство и различия)
3 — чем отличается лес от луга?
4 — чем отличаются птицы от насекомых?
5- кто охраняет лес?
6.- что будет, если люди вырубят лес?
7 – можно поджигать в лесу сухую траву?
8 – как следует поступать с разожженным костром, когда уходишь из леса?
Воспитатель: мы приглашаем вас с нами в путешествие в наш лес. Но вначале давайте вспомним, какой бывает лес?
Словесная игра «Назови лес» (слайды)
Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес… (хвойный);
Если берёзы и осины, тополя — лиственный;
Если растут ели, березы, сосны — смешанный;
Если в роще растут березы — березовая роща;
Если одни сосны – сосновый бор;
Воспитатель: (включается музыку леса)
Только в лес мы все зашли,
Появились комары.
Руки вверх – хлопок,
Руки вниз – хлопок.
Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладём,
И вразвалочку идём.
Дальше по лесу идём,
Перед нами водоём.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем веселее:
Раз, два, раз, два –
Позади уже вода.
Воспитатель: Ну вот мы и в лесу (слайд)
Лес – это дом, в котором живут братья наши меньшие. Лесной дом состоит в основном из деревьев. Расселяются обитатели лесного дома по «этажам» (ярусам) сверху в низ. При таком расселении каждому растению достается столько солнечного света, сколько оно любит, а каждому животному — достаточно пищи. В лиственном лесу пять «этажей».
Ребята давайте с вами составим модель леса и их обитателей. Большой плакат (можно плоскостную, можно объемную) – заготовки деревьев, кустов, и прочее – самостоятельная работа
Воспитатель: ребята как вы думаете, какие растения поселились, на каком этаже? (ответ- рассуждение детей ,слайд этажей)
Любуетесь моделью — присаживаетесь на стулья, раздаются устрашающие музыкальные звуки – (нашествие гусениц, бабочек, насекомых – появляются на ниточках)
Воспитатель: ребята обратите внимание, на каком этаже поселились насекомые? (ответ) ,(3-4)
Гость: Сколько насекомых, они всё испортили . Уберите насекомых!!
Воспитатель: Может, и в самом деле убрать насекомых? (дети доказывают, что без насекомых леса не будет) (не будут расти цветы, не будет корма птицам, они улетят).
Воспитатель: Ой, что будет, если в лесу будут жить одни насекомые? (они съедят лес). Что же делать?
Дети: поселить птиц.
Воспитатель: Каких? И на какой этаж?
Дети: кукушка, дятел, синичка, скворец, сова, ворона, воробей (берут заготовки и расселяют по этажам 2- 3- 4).
Гость: Хорошо теперь в лесу, птички поют, бабочки летают. Хорошо, что хоть звери в зоопарке живут. Можно смело идти в лес.
Воспитатель: А в лесу звери разве не живут? (ответ детей). Давайте покажем гостям какие звери живут в лесу, на каком этаже.(картинки, помещают на плакат, а затем проговаривают об опасностях леса2-4-5);
Гость: Да, спасибо ребята, теперь можно идти в наш лес летом, в настоящий лес, и радоваться красотой.
Воспитатель: Ребята, мы хорошо отдохнули в лесу, вспомнили, узнали, кто и где из лесных обитателей живет. Обязательно приходите в гости в лес, любоваться, и не забывайте, что его нужно беречь!
Давайте вспомним пословицы о лесе: (домашнее задание)
«Лес — богатство и красота, береги свои леса!»
«Много леса — не губи, мало леса — береги, нету леса — посади»
«Враг природы тот — кто леса не бережет».
Воспитатель: Посмотрите книга – но что то в ней не хватает ( ответ – листов), да обложка есть а листов нет. Ребята мы умеем писать?(ответ ), а как нам объяснить ,что мы сегодня видели?(ответ – нарисовать), да давайте всё расскажем рисунками.
ВОПРОСЫ:
1-ый вопрос – что такое лес? (всё, что дети знают, они говорят)
2 -деревья в лесу все одинаковы? (сходство и различия)
3 — чем отличается лес от луга?
4 — чем отличаются птицы от насекомых?
5- кто охраняет лес?
6.- что будет, если люди вырубят лес?
7 – можно поджигать в лесу сухую траву?
8 – как следует поступать с разожженным костром, когда уходишь из леса?