Яковлева О.А.
КРУЖКОВАЯ РАБОТА КАК ФОРМА КУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.
МБДОУ «Чечеульский детский сад»
Название файла – РМО Яковлева О.А.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования заложен основной принцип дошкольного образования — поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Этот принцип положен в основу организации творческой кружковой деятельности детей и моей с ними как партнера.
В настоящее время многие увлекаются складыванием из бумаги. «Таинственный мир превращения бумаги…
Здесь все чародеи, волшебники, маги.
Творят они сказки своими руками,
И мир тот чудесный зовут оригами.»
В основном это занятие носит характер увлечения. Меня, как педагога заинтересовал не столько эстетический аспект, сколько возможность использования оригами для развития интеллектуальных способностей детей, повышения эффективности обучаемости на основе яркого эмоционального самовыражения.
С младшего возраста у детей ярко выражен интерес к познанию окружающего мира путём исследования: хочется всё потрогать, помять, порвать. Последнее особенно имеет отношение к такому материалу как бумага. Как же реагируют взрослые на это естественное желание малыша? В основном запретами: нельзя рвать бумагу, нельзя портить книги и т.д. Практика и теория вступают в противоречие. Всем хочется, чтобы ребёнок развивался, но желательно «без жертв и разрушений».
Это стремление порвать или в лучшем случае смять бумагу наблюдается у детей достаточно длительное время. Меня как педагога заинтересовал вопрос, почему бы не использовать эту естественную тягу детей к бумаге в развивающих целях? Тем более что бумага — материал малозатратный и доступный.
Многие учёные, педагоги, психологи обращали серьёзное внимание на значение развития мелкой моторики рук. Я уяснила высказывание Аристотеля, который говорил: «Рука — это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями.
Оригами — один из видов деятельности, которые интересны всем детям и развивают мелкую и общую моторику рук, точность и координацию движений а так же воздействуют на интеллектуальное развитие.
В младшей группе я практиковала «мозаичные картинки», для которых дети рвали газеты, старые журналы, открытки и вместе мы создавали (снегопад, листопад, следы зверушек, горку и многое другое).
Продолжая работу в средней группе применила технологию обучения детей оригами с опорой на символы-ориентиры.Детям среднего дошкольного возраста сложно воспринимать такие определения как угол, сторона, центр, диагональ, вершина. Поэтому для успешного овладения складыванием бумаги в технике оригами мной разработаны следующие приёмы: на углах квадрата, которые будут совмещены, рисовала бабочку и цветок, два мяча. Ребёнку предлагается аккуратно взять уголок, на котором изображена бабочка и «посадить» её на цветок. Когда бабочка «сядет» на цветок, для того, чтобы она «не улетела» нужно пальчиком левой руки удерживать совмещённые уголки, а ноготком большого пальца левой руки прогладить полученную складку. Таким образом, ребёнок осваивает первый важнейший приём складывания квадрата по диагонали. Как правило, даже дети, имеющие недостаточно развитую мелкую моторику пальцев, успешно справляются с поставленной задачей. Успешность, доступность вдохновляют ребёнка, стимулируют продолжать осваивать новые приёмы складывания бумаги. Для того чтобы интерес к оригами не ослабевал, я предлагала и предлагаю возможность изготовления из бумаги игрушек, подарков для членов семьи, друзей, гостей. Дети с удовольствием включаются в продуктивную деятельность.
Во время обучения детей оригами я использую следующие методы и приёмы: показ с проговариванием действий, устную инструкцию, демонстрацию схемы выполнения поделки.Важно во время применения любого из приёмов использовать правильную общепринятую терминологию. Даже при обучении детей среднего возраста я оперирую такими терминами как: угол (называя его пространственное расположение), сторона, центр, линия, диагональ. В среднем возрасте эти понятия накапливаются в пассивном словаре, что в последующем облегчает раскрыть понятийную сторону терминов и их усвоение и умение применять в деятельности.
Для создания мотивации использую игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применяю художественное слово, музыку.
В настоящее время я работаю с детьми старшей группы. Работа кружка «Веселый квадрат» основана на собственном интересе ребенка, и оказался увлекательной деятельностью для них, поэтому я считаю, что могу отнести его к культурной практике.
Почему я решила уделить внимание именно оригами?
Потому что отвечает современным подходам развития ребенка.
Цель: расширение кругозора; развитие творческих и познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
-создать условия для детского творчества;
-развивать у детей чувства прекрасного, воображение, самостоятельность, настойчивость, аккуратность, трудолюбие;
-развивать мелкую моторику черезпродуктивную деятельностьв рамках кружка;
— предоставить детям возможность закреплять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности.
Работу по данному направлению строю на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.
Предлагаю вашему вниманию кружковую работу по теме «Посуда».
1Организационный момент (собрать внимание детей) — Обзор с детьми выставки посуды из разного материала (стеклянная, деревянная, металлическая, пластиковая, фарфоровая).
2 Мотивация к деятельности (стимулировать детей на деятельность). В группе слышится звон бьющейся посуде.
— Как вы думаете, о чем говорит нам этот звук? (Предположения детей.)
— Разбилась посуда. Из какого материала посуда разобьется, а из какого нет? (Ответы детей.)
— Я хочу сегодня сделать стаканчики для игры из бумаги, кто со мной?
3. Продуктивная деятельность. Желающие дети подходят к воспитателю, остальным предлагается либо наблюдать, либо заняться, кто, чем хочет.
Ход превращения квадрата в стаканчик.
Дети складывают стаканчик самостоятельно.
Словесное объяснение, показ выполняется воспитателем по просьбе обратившегося ребенка.
Можно предложить детям схему складывания стакана.
4. Самостоятельная деятельность — выбор детей: украсить стаканчик, играть со стаканчиком, показать родителям, поставить на выставку. Дети сами решают где и как можно использовать стаканчик идет вовлечение детей в игровую, опытно-исследовательскую, творческую деятельность.
Складывание фигурок оказалось делом невероятно увлекательным. Ребята сами вовлекали за собой родителей в это интересное. Отличное занятие – оригами.
Перечислять плюсы такого увлечения можно долго. Это и развитие моторики, абстрактного мышления, усидчивости, внимания, координации и концентрации.
И ПРОСТО ЭТО ИНТЕРЕСНО!
ПОПРОБУЙТЕ НЕ ПОЖАЛЕЕТЕ!
Литература:
И. Агапова, М. Давыдова «100 лучших оригами для детей»
Т. И. Тарабарина «Оригами для начинающих, лучшие изделия»
Статьи из интернет сообществ – Маам, Дошколенок.