Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе краеведческой работы

23.09.2020

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Чечеульский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе краеведческой работы»

 Воспитатель МБДОУ
«Чечеульский детский сад»
Шабала Татьяна Александровна
Высшая квалификационная категория

На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов воспитания патриотизма. Проблема патриотического воспитания дошкольников обсуждается в настоящее время все чаще. Модернизация образования, выстраивая образовательные модели, отмечает необходимость проводить их с учетом регионального опыта и местных условий.

На фоне переплетения культур всё более заметной становится утрата патриотического сознания в обществе. Так, сегодня многим детям незнакомы понятия «почитание родителей», «гостеприимство», «щедрость», «милосердие». При этом воспитание любви к Родине должно начинаться в дошкольные годы с уважительного отношения к близким людям – отцу, матери, а также к своей малой   Родине, те к родному селу.

На сегодняшний день краеведение становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой региона, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Цель краеведения в дошкольном учреждении — воспитание нравственного гражданина, патриота малой родины, любящего и знающего свой край, село (его традиции, памятники истории и культуры).

Задачи краеведческой работы в ДОУ:

– формировать любовь к родному селу  и интерес к его прошлому и настоящему;

– развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, району, городу, краю, стране;

 – воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в селе, сопричастности к этому;

– развивать бережное отношение к природе ;

– формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

Краеведческую деятельность можно разделить на три направления:

  • культурно-историческое;
  • военно-патриотическое;
  • духовно-нравственное.
  1. Культурно-историческое изучая с детьми историю родного края, знакомить их с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействует формированию исторического мышления. Приобщая детей к историческим данным родной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.

А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, — народ без будущего.

Целью данного направления является формирование представления у ребят ценностей и научно-обоснованной картины мира, приобщения их к общечеловеческим ценностям, природному, историческому наследию, воспитания потребности в культурном обогащении.

Это направление может реализоваться через следующие мероприятия:

— познавательно — исследовательских деятельность, конкурсы;

-акции «По родному краю»;

  1. Военно-патриотическое.

Цель: воспитание гражданина и патриота России, своего края, Малой Родины, формирование у подрастающего поколения национального самопознания, чувства долга и ответственности.

Направление реализуется через следующие мероприятия:
-экскурсии в краеведческий музей «Наследие» Чечеульской СОШ на темы:

 «Быт русского народа», «Мой край», «Мои знаменитые земляки», «Мой край в военные годы»;

-фотовыставки: «Мы помним ваш подвиг»;

-встречи и беседы с ветеранами Великой Отечественной войны;

— экскурсии к памятнику Неизвестного солдата, участие в шествии «Бессмертного полка», участие в митинге «Этот День Победы»
— акции к Дню Защитников Отечества;

— сотрудничество с сельской библиотекой;

— сотрудничество с Ресурсно-методическим центром «Дома Офицеров» г. Красноярска, после участия в семинаре «Школа Патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

  1. Духовно-нравственное.

Цель: воспитание человека высокой нравственности и культуры, развитие и совершенствование творческих способностей, формирование эстетических вкусов, духовных ценностей, взглядов развивающейся личности. Это направление реализуется через следующие мероприятия:

— концертные программы «Моя малая Родина», «Люблю тебя мой край»;
— выставки рисунков «Мой край», «Моя семья», «Мой детский сад», «Моя Родина»;

— праздники и развлечения «Пасха», «Рождественские посиделки», «Широкая масленица».

Еще одним немаловажным условием является создание в группах соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. В нашей группе создан центр краеведения. В нем представлен материал для ознакомления детей с природой родного края, экологией, его достопримечательностями, хозяйством, особенностями населения, историей и культурой. Материалы Центра краеведения постоянно пополняются новыми экспонатами.

Важным условием эффективного осуществления работы по ознакомлению с родным краем является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Работа ведется с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребенка. Дети совместно с родителями, бабушками, дедушками обсуждают семейные традиции, реликвии, национальные, профессиональные корни своего рода. Рассматривают старые фотографии, слушают рассказы старших членов семьи. Все это помогает глубже осознать исторические события и факты, почувствовать связь своей семьи с родной землей.

Помогают родители и в создании развивающей предметно-пространственной среды. Участвуют и в организации фотовыставок, выставок прикладного творчества, тематических праздников.  Можно сказать, что наши родители — полноправные и активные участники всех мероприятий проводимых в группе и в ДОУ.

И уже видны результаты нашей работы:

— у детей развивается чувство любви к своей малой родине, гордости за ее достижения, культуру, историю, за своих земляков;

-появляется мотивационная потребность изучения родного края, это проявляется в задаваемых детьми вопросах, в их рассказах, рисунках;

— формируется бережное отношение к природным богатствам, животному миру нашего края.

Вывод: Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства.

В перспективе мы планируем и дальше продолжать работу по данному направлению. Также хотим создать краеведческую комнату, где разместим более полную информацию о свой малой Родине, районе, крае.

Показать видео «Акция «Письмо Солдату», «Масленница».