Волшебный квадрат

16.01.2018

Семинар «Современные педагогические практики»

Культурные практики в ДОУ

Кружок оригами «Волшебный квадрат»

Воспитатель Яковлева Ольга Александровн

Актуальность: В настоящее время доказано (Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова), что занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами дошкольного образования.

  • «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И. П. Павлов).
  • «Чем более развиты детские пальчики, тем быстрее ребенок начинает говорить» (М. Монтессори).
  • «Рука – вышедший наружу мозг» (И. Кант).
  • «От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребѐнок» (В. А. Сухомлинский).

Это один из видов деятельности, который интересен всем детям и способствует

*Развитию у детей мелкой моторики рук

*Стимулирует развитие творческих способностей

*Развивает пространственное мышление – учит читать чертежи

*Способствует расширению словарного запаса, развитию связной речи

*Стимулирует познавательную активность,  взаимодействие с партнерами в обыгрывании поделок.

 Вот поэтому я решила уделить внимание оригами.

Кружок «Волшебный квадрат»  действует три года.Носит характер увлечения и непринужденного участия  детей.Предполагает подгрупповую форму организации,но, часто переходит в фронтальную, так как вседети вовлекаются в  действия с бумагой.

Возраст детей 2-3 года

Моя цель: направить естественный интерес к бумажному материалу в нужное русло.

С младшего возраста у всех детей ярко выражен интерес к познанию окружающего мира путём исследования: хочется всё потрогать, помять, порвать. Последнее особенно имеет отношение к такому материалу как бумага. Как же реагируют взрослые на это естественное желание малыша? В основном запретами: нельзя рвать бумагу, нельзя портить книги, нельзя мусорить и т.д. Практика и теория вступают в противоречие. Всем хочется, чтобы ребёнок развивался, но желательно «без жертв и разрушений».

Это стремление порвать или в лучшем случае смять бумагу наблюдается у детей достаточно длительное время.

Я использовала эту естественную тягу детей к бумаге в развивающих целях.        В младшей группе практиковала «мозаичные картинки», для которых дети с удовольствием рвали газеты, старые журналы, открытки и вместе мы создавали (снегопад, листопад, следы зверушек, горку и многое другое).Удовольствию рвать сопутствовало  развитие мелкой моторики руки, взаимосвязь руки с сенсорным развитием, мыслительными способностями,познанием качества бумаги (мягкая, гладкая, шершавая, разного цвета и т.д).

Цель на уровне дошкольного возраста 4 – 7 лет: развитие интереса, творчества, интеграция в другие области развития.

Продолжая работу в средней группе, нашла применение оригами в ознакомлении с окружающим миром, преобразовании центров развития в группе: макеты перекресток улицы; зоопарк; маски для театрализации.

Детям среднего дошкольного возраста сложно воспринимать такие определения как угол, сторона, центр, диагональ, вершина. Поэтому для успешного овладения складывания  бумаги в технике оригами применила технику обучения детей с опорой на символы-ориентиры: на углах квадрата, которые будут совмещены, рисовала бабочку и цветок, два мяча. Ребёнку предлагала аккуратно взять уголок, на котором изображена бабочка и «посадить» её на цветок. Когда бабочка «сядет» на цветок, для того, чтобы она «не улетела» нужно пальчиком левой руки удерживать совмещённые уголки, а ноготком большого пальца левой руки прогладить полученную складку. Таким образом, мы освоили первый важнейший приём складывания квадрата по диагонали. Как правило, даже дети, имеющие недостаточно развитую мелкую моторику пальцев, успешно справляются с поставленной задачей. Успешность, доступность вдохновляют всех, стимулируют продолжать осваивать новые приёмы складывания бумаги.

Чтобы вырастить настоящий цветок, необходимо время, а цветок из бумаги распускается за 15 – 20 минут.

С помощью оригами решаю задачи речевого развития: проговаривание действий, исследование схемы выполнения поделки.

Вовремя занятия оригами я использую следующие методы и приемы:

— Показ и проговаривание действий;

— Устную инструкцию;

— Демонстрационные карты.

Важно во время применения любого из приёмов использовать правильную общепринятую терминологию. Даже при обучении детей среднего возраста я оперирую такими терминами как: угол (называя его пространственное расположение), сторона, центр, линия, диагональ. В среднем возрасте эти понятия накапливаются в пассивном словаре, что в последующем облегчает раскрыть понятийную сторону терминов и их усвоение и умение применять в деятельности.

    Очень важным элементом вовлечения детей в деятельность является мотивация.

Для того чтобы интерес к оригами не ослабевалиспользую игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры, театр, художественное слово, музыку, звуки, я предлагала и предлагаю возможность изготовления из бумаги игрушек, подарков для членов семьи, друзей, гостей. Дети с удовольствием включаются в продуктивную деятельность.

В настоящее время я работаю с детьми старшего возраста 5-6 лет.

Для творческого развития совершенно недостаточно, следуя инструкциям, выполнять задания, главное – ребенок должен постоянно решать проблемы. Каждая проблема – это ступенька лестницы ведущая вверх. В оригами огромный диапазон сложности: от самолетика, складывать который дети учатся друг от друга и без помощи взрослого, до сложных фигур, которыми овладевают мастера.

В своей деятельности с детьми осуществляю личностно – ориентированные и дифференцированные. В процессе совместной и самостоятельной деятельности каждый ребенок работает на своем уровне сложности с учетом своих возможностей.

Использую прием «Сломай и отремонтируй» — ребенок разбирает готовую поделку, а затем самостоятельно собирает её. Эта задача включает анализ, сравнение, развивает пространственное воображение. Кроме того развивается наглядно – образное, схематическое мышление, внимание, память.

Огромна роль оригами в формировании произвольности психических процессов.

Ребенок в процессе складывания фигуры ставит перед собой цель и прикладывает волевое усилие для её достижения. Волевое усилие ведет к получению результата своего труда, созданной своими руками игрушки, с которой можно поиграть, которую можно показать другому и даже подарить.

Такой заряженный положительными эмоциями результат способствует развитию позитивной мотивации ребенка на продуктивную деятельность. Формируется эмоционально – волевая сфера, что очень важно в развитии ребенка старшего возраста.

У детей активизируется творчество, они с удовольствием принимают участие в конкурсах, выставках. Мы вместе украшаем группу, музыкальный зал, готовим подарки для близких людей, сотрудников детского сада.

Складывание фигур оказалось делом невероятно увлекательным. Ребята сами вовлекали за собой родителей и детей.

Еще год общего увлечения у нас впереди.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

Развитие увлечения оригами

Воспитание художественно — эстетического вкуса

Формирование организации своего рабочего места

Освоение детьми базовых форм оригами

Развитие действий в соответствии с замыслом — планирование

Самостоятельность в осуществлении замысла поделки оригами

Творческое применение в игре, составлении композиций