КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ КАК ВИД КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК В ДОУ

16.01.2018

Шабала Т. А.

ОПЫТ РАБОТЫ: « КОЛЛЕКЦИАНИРОВАНИЕ КАК ВИД КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК В ДОУ»

МБДОУ «Чечеульский детский сад»

Название файла – доклад 2.

Актуальность.   Модернизация, происходящая сегодня в  ДО, требует от нас педагогов новых форм организации педагогического процесса. Особенно актуальным становится поиск новых форм совместной деятельности взрослых и детей. Одна из таких форм —   коллекционирование.

Коллекционирование – это один из видов культурной практики ребенка, который направлен на развитие у него универсальных культурных способов действий, универсальной компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

Задача взрослых не только увлечь детей идеей создания коллекции, но и всячески помогать им в этом.

Польза от такого  увлечения  неоспорима.

Во-первых, собирая коллекцию, дети занимаются познавательно-исследовательской деятельностью, у них возникает желание, как можно больше узнать о предметах своей коллекции.

Во-вторых, в процессе коллекционирования тренируется память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость.

В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, дети учатся общению. Наконец, коллекционирование, как и любое хобби, украшает жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.

Коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, — словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области познания.

Возникновение нашей коллекции спонтанно. Гуляя на прогулке дети нашли пуговицу. Рассматривая свою находку, обнаружили, что хозяина  нет. В группе, в центре «Познания» пуговицы присутствовали, как счетный и сенсорный материал.

Применяя модель трех вопросов, выяснили познания о предмете, это было введение в тему предполагаемого проекта.

1 вопрос: Что знаем?

Принципы: наглядность, достоверность, индивидуальность – рассказы детей, рассматривание пуговиц на одежде, отметили их разнообразие. Подвела детей к тому, что можно сделать выставку пуговиц в группе, по – другому эта выставка будет называться коллекция.

Первый этап  коллекционирования: погружение в идею коллекционирования детей и родителей.

— создание творческой атмосферы, при которой это увлечение способствовало  бы расширению кругозора, развитию  художественного вкуса ребенка, самостоятельной исследовательской деятельность.

2 вопрос «Что хотим узнать?» А можно ли пуговицы использовать в играх?

Принцип – многофункциональность применения пуговиц.

Выяснили – да можно. Так возникли игры «Цветик – семицветик, пятицветик и т.д.»; «Подбери по цвету», «Подбери по величине», «Чем похожи, чем не похожи» и другие.

Второй этап: совместная деятельность сотрудников детского сада, родителей с детьми по сбору пуговиц.

Помочь родителям понять, что коллекционирование дело необычайно увлекательное, в то же время серьезное и кропотливое.  Сформировать у родителей позитивное отношение к увлечению ребенка,  кроме того, помочь ребенку найти  нужную информацию и  участвовать  в изготовлении поделок.

Третий вопрос: Что узнали?

Третий этап – деятельностный, продуктивный

Принцип — доступности

Коллекция пуговиц превращается в «Ювелирную мастерскую», где роль  драгоценностей выполняют пуговицы. Они  помогают развивать мелкую моторику, фантазию, чувство цвета. Дети с удовольствием подбирают пуговицы по размеру, цвету, форме, мастерят их них браслеты, бусы, затем демонстрируют свои изделия в «Ателье моды». Подведение итогов, презентация для родителей, педагогов. Выставка работ в группе, холле детского сада.

Мини — музей «Пуговица», совместно с детьми собрали панно в виде картины, где пуговицы разделили по видам: детские, взрослые, специальные, пуговицы украшения. Познакомились с видами застежек на одежде.

Изготовление подарков с использованием коллекции к празднику День матери.

Таким образом, подводя итог проделанной работе, я сделала вывод: *средствами коллекции была осуществлена работа по развитию познания, речи, художественно – эстетического развития, социально – коммуникативного развития детей.

*приблизились к способам познания через исследовательскую деятельность –

с интересом и увлечением обследовали пуговицы, рассматривали с помощью лупы, производили опыты с магнитом, изучая материал из которого изготовлена пуговица, экспериментировали: «утонет – не утонет».

*у детей проявились такие качества как инициатива, любознательность, интерес к общему делу

Усвоили правила ОБЖ – нельзя брать в рот, нельзя заносить пуговицу в нос, ухо.

В заключение хочу сказать:

Коллекционирование как продуктивная деятельность позволяет по-новому взглянуть на обогащение предметно-развивающей среды в группе детского сада. Мы имеем возможность обращаться к детской коллекции (выставке), решая разнообразные задачи воспитания и развития детей.

Поэтому я определила перспективу на будущее:

—  продолжать использовать элементарное коллекционирование в личностно – ориентированном взаимодействии с детьми для развития познавательных способностей;
— активизировать творческую активность детей, опираясь на их индивидуальные интересы.

Используемая литература:

1. Статья Ю. Каспаровой «Что такое коллекционирование» опубликованная в журналах «Мама и малыш» (2005г.) и «Игра и дети» (№3-2004г.).

2. Прохорова Л.Н. «Воспитываем коллекционеров» М. 2006

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М., 2006.