Интеграция образовательных областей и различных видов детской деятельности

16.01.2018

Кованова Л.Л

«Интеграция образовательных областей и различных видов детской деятельности»

МБДОУ «Чечеульский детский сад»

Название файла – Интеграция образовательного процесса

Интеграция – означает объединение. Следовательно, интеграция в образовательном процессе подразумевает подбор таких форм работы и видов деятельности педагогов с детьми, которые затрагивают развивающее содержание сразу нескольких образовательных областей в одной форме работы.

Актуальность: Интеграция в  образовательной деятельности позволяет решать важную практическую задачу: рационально организовать образовательный процесс. Мы все уже для себя уяснили, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации  различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной,  музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.

Планирование образовательного процесса можно определить как деятельность по оптимальному выбору способов, средств и воздействий, направленных на качественную организацию образовательного процесса.

Осуществляя планирование на основе принципа интеграции, необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

Я постараюсь продемонстрировать данный алгоритм действий в рамках темы недели: «Зимушка хрустальная»

Выделение из программы и формулирование педагогической цели тематической недели.

Цель: обогащение представлений о зимних явлениях живой и неживой природы, о зимнем празднике Новом годе, активизация словаря через поэзию и художественную литературу, развитие творческих способностей средствами изобразительной деятельности, конструирования, решение задач социально – коммуникативной области общими интересами, продуктивной деятельностью.

Задачи ставим соответственно областям развития: (познание, речь, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное, физическое)

Пример комплексно – тематического планирования месяца «Здравствуй, гостья Зима»

1 неделя – Здравствуй, Зимушка-Зима! (с 1 декабря по 4 декабря);

2 неделя – Зимние забавы ( с 7 по 11 декабря);

3 неделя – Скоро, скоро Новый год (с 14 по 18 декабря);

4 неделя – Здравствуй Дедушка Мороз (с 21 по 31 декабря);

Итоги месяца Праздник; изменение предметно – пространственной среды группы;  творческая выставка детей и взрослых.

Итак, мы отобрали педагогическое содержание и определили итоговое мероприятие.

 Следующим шагом станет практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение тематиче­ской недели.

Вначале мне необходимо выяснить имеющиеся представления и опыт детей по данной теме, т.е. что они знают, с чем уже встречались в жизни, как это понимают. Это существенно, так как мне предстоит не просто суммировать сведения, известные детям, но и обобщить, упорядочить их, привести в единую систему, показать, что еще нужно узнать, чтобы получить более полное представление о каком-то явлении. Для этого  использую активизирующее общение с использованием проблемных вопросов, загадок, рассматривание иллюстративного материала, рассказов из личного опыта и т. д.

С этой целью успешно использую метод трех вопросов: Что знаю? Что хочу узнать? Что узнал?

Затем следует этап расширения и обогащения имеющихся представлений детей. Я подбираю наиболее адекватные формы работы и виды деятельности, позволяющие детям получить новые знания или самим «открыть» их, убедиться в чем- либо на практике. Это  наблюдения и экскурсии, совместное исследование проблем, чтение художественной и познавательной литературы, просмотр видеофильмов, совместный с взрослыми поиск новой информации в книгах, Интернете то есть весь спектр активных видов детской деятельности. При этом постоянно контролирую степень понимания материала детьми, задавая вопросы и организуя их самостоятельную деятельность.
Таким образом, детям предоставляется возможность по-разному «проживать» (осваивать) полученную информацию, видеть ее с разных сторон, дополняя и обогащая новыми впечатлениями, ассоциациями, и с помощью разных средств передавать свое отношение к ней.

На завершающем этапе происходит обобщение, закрепление и систематизация полученных представлений. Для детей это интересное итоговое событие, в котором все принимают активное участие, демонстрируя то, чему научились, что узнали. По форме организации это может быть праздник, викторина, конкурс, тематический досуг, соревнование, игра-драматизация, приготовление угощения, подарков, выставка детских работ и пр. Движение к такому событию мотивирует детскую деятельность, позволяет удерживать внимание и интерес детей к теме, делает процесс обучения незаметным и ненавязчивым, легким и увлекательным.
Вся предварительная работа (беседы, наблюдения в природе, рассматривание предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства, чтение художественных произведений, раскрывающих некоторые аспекты темы, и пр.), а также последующая работа по объединению детских работ в макеты, выставки, панорамы и прочее, индивидуальная работа с детьми по возможности перемещается в режимные моменты. За счет этого сокращается время общей фронтальной работы с детьми и увеличивается время на работу с небольшими подгруппами и индивидуально, с учетом интересов и возможностей детей.  Конечно, каждая образовательная область имеет свои, присущие только ей задачи. Вместе с тем, задачи, относящиеся к разным образовательным областям, мною тесно связаны между собой и  способны интегрироваться на общем содержании.

В рамках нашей темы мы можем довести до сведения детей то, что зима – это время года, полезное для укрепления здоровья, это любимый всеми праздник «Новый год», это увлекательные, веселые совместные игры и прочее.
Так, задачи образовательной области речевое развитие тесно перекликается с познавательной, художественно – эстетической, физической  деятельностью.

В разных видах художественной деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном труде) решаются задачи развития творческих способностей детей, приобщения их к искусству. Однако одновременно (как и в любой другой продуктивной деятельности) развиваются такие компоненты трудовой деятельности, как умение поставить цель, спланировать способ ее достижения, подобрать необходимые материалы, достичь результата; воспитывается ценностное отношение к собственному труду и труду других. Изменив способ организации детей, объединив их в подгруппы для создания коллективных работ, можно создать условия для формирования навыков их взаимодействия друг с другом (задачи социально – коммуникативного развития).

Особая организация продуктивной деятельности может способствовать и развитию речи, если дети рассказывают о своей поделке или рисунке, придумывают дальнейшее развитие сюжета, разыгрывают диалоги с созданными персонажами. Кроме того, включение детской поделки в игровую ситуацию способствует развитию самодеятельной сюжетно-ролевой и режиссерской игр детей (образовательная область «Социализация»).

Таким образом, реализация принципа интеграции в процессе планирования образовательного процесса  по многим показателям повышает его, результативность.

Используемая литература:

1. Белая К. Ю. Модель образовательной программы ДОУ. // Управление ДОУ 2011, 1)

2. Васюкова Н. Е., Чехонина О. И. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности//Детский сад от А до Я. 2004, №

4. Сажина С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ, 2008г. // Приложение к журналу «Управление ДОУ».

5. Сайт: Все для детского сада