11 педагогическая конференция

01.04.2017

11 педагогическая конференция работников муниципальных образовательных организаций г.Канска и группы восточных районов Красноярского края «Инновационный опыт – основа системных изменений»
29.03.2017 год
Материал рекомендован к публикации без доработок.

1 Яковлева Ольга Алксандровна. – 1 кавлификационная категория.
МБДОУ «Чечеульский детский сад»
Детский «мастер – класс» как способ развития инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте
Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность и инициатива.

Существует социальный заказ государства системе образования, на воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности.
На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики дошкольника ребенка:
— проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
— способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
— ребенок способен к волевым усилиям;
— пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
— способен к принятию совместных решений.

В результате анализа литературы по развитию самостоятельности у детей мною сформулированы понятия инициативности, самостоятельности и ответственности дошкольников.
Авторы отмечают, что самостоятельность дошкольника, понимаемая как стремление и способность ребенка настойчиво решать задачи своей деятельности, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия.
Инициатива – (от латинского initium – начало) почин, первый шаг в каком – либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.
Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, способен предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью.
Исследования психологов доказывают, что в дошкольный период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, творчества.

Личностный рост ребенка предполагает, что ребенок выступает в качестве субъекта социальных отношений. Личная значимость выражается не в том, что ребенок помог что-либо сделать взрослому. Он становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициативным, и исполнительным, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.

В связи с этим появилась потребность в новых педагогических подходах, идеях, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Исходя из этого я поставила перед собой следующие цели и задачи.
Цель: создать условия для формирования инициативы и самостоятельности у дошкольников.
Задачи: формировать потребность в совместной деятельности со сверстниками;
развивать речь детей как средство общения, целенаправленность и саморегуляцию;
воспитывать культуру общения со сверстниками, вежливость, доброжелательность, ответственность.

Исходя из цели и задач, я строю свою деятельность так, чтобы каждый ребёнок мог само реализоваться, развить свои умственные и творческие способности через познавательную активность, стал более общительным и доброжелательным, свободно выбирал вид деятельности, активно участвовал в совместной деятельности, самостоятельно принимал решения, выражая свои чувства и мысли. В своей практике в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности я применяю одну из инновационных форм, как детский «мастер-класс».
Детский «мастер – класс» – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, это особая форма организации детской деятельности, позволяющая проявить самостоятельность, инициативу в демонстрации своих личных достижений, открытий.

При создании «мастер – класса» дети не получают информацию в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственно исследовательско-познавательной, продуктивной, творческой деятельности.

Эффективно использую «мастер-класс» как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной, а также в кружковой работе.

Как для групповой, подгрупповой, индивидуальной видах деятельности.

При создании и реализации «мастер-класса» происходит интеграция всех областей.

В ходе работы были сформированы правила организации мастер-класса.
— Мастер-класс проводится по инициативе детей и исходя из образовательного заказа группы.
– Тема мастер-класса обговаривается на групповом сборе.
— Педагог индивидуально обговаривает с ребенком и этапы выступления и его содержание.
— Участие родителей в подготовке мастер-класса приветствуется.
— Оптимальное количество мастер классов – два.
В каждом из них должен принимать участие взрослый, в качестве партнера по совместной деятельности.
Совместно с детьми обсудили и выделили правила для детей участвующих в мастер-классе.
Выступая говорим громко, внятно, не торопясь
Слушаем внимательно, не перебивая Мастера
Вопросы задаем после того, как Мастер закончил объяснение и показ
Вопросы задаем вежливо
Не стесняемся задавать вопросы
Все работы признаются ценными. Плохих работ не бывает
Благодарим Мастера за представленный опыт.

Работа над «мастер-классом проходит в несколько этапов.

1 этап – выбор темы. Тема для «мастер – класса» может быть любой. Например, творческая деятельность — рисование – «Птицы на нашем участке», ручной труд – «Кормушка для птиц»; оригами — «Заяц»; физическое развитие – «Русская народная игра. Тему «мастер-класса» дети выбирают на групповом сборе.

Когда определились с темой можно переходить к обсуждению «мастер-класса». Я индивидуально обговариваю с ребенком этапы выступления и его содержание, привлекая родителей по мере необходимости. Необходимо, так же продумать, что должен включать в себя «мастер-класс», какие материалы и атрибуты будет использовать «мастер». На этом этапе происходит изучение источников информации и ее отбор.

3 этап – дети презентуют свои темы – поделки, сделанные своими руками. Формы представления могут быть разными – текст, игра, загадка, стихотворение, рассказ из опыта.
После чего дети-участники принимают решение в к какому «мастеру» они пойдут.
А педагог заранее продумывает, как расположить площадки каждого «мастер-класса», чтобы всем было удобно. В нашей группе было организованно одновременно два мастер класса.

После презентации темы, ребята проходят к своим площадкам и «мастер» самостоятельно пошагово представляет свой опыт – этапы изготовления поделки.

После чего ребята-участники выполняют свои работы и если они затрудняются, то «мастер» оказывает словесную или практическую помощь.

В конце мастер-класса дети с удовольствием презентуют свои работы другим ребятам и взрослым. Зачастую разворачивая игровую деятельность в активной зоне, привлекая других детей.

Таким образом детский мастер-класс в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод. Использование мастер-класса позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление; способность детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для новой деятельности.

А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Метод детского мастер-класса направлен на развитие личности ребенка, способного принять себя таким, какой он есть, способного чувствовать себя полноценным членом общества.